Книжная полка РАШ: рецензии

Туры в египет в октябре, раннее бронирование туров.
Используются технологии uCoz

Серия «Художник и знаток», выпускаемая издательством Азбука, знакомит широкого читателя с классикой искусствоведческой мысли. Вслед за трудами Эрвина Панофски, Павла Муратова, Джона Рёскина появилась монография одного из основателей отечественного искусствоведения Бориса Робертовича Виппера, до этого единственный раз опубликованная в 1922 году в Казани и давно ставшая библиографической редкостью.

«Проблема и развитие натюрморта» — первая большая работа Виппера, результат работы над диссертацией, которую он защитил в 1918 году. Однако книга совершенно не утратила научной ценности, и поскольку натюрморт до сих пор является наименее изученным жанром, и поскольку в труде Виппера речь идет об изначальных теоретических и философских вопросах натюрморта, она созвучна с работами П. Флоренского, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггера, в которых мыслители через анализ художественного произведения подходили к рассмотрению таких фундаментальных проблем как «вещь», «пространство», историческое изменение отношения человека к миру.

Натюрморт привычен современному человеку и зачастую воспринимается как несамостоятельный, утилитарный жанр, как украшение интерьера или как средство для оттачивания технического мастерства, однако за привычкой зачастую утрачивается внутренний художественный смысл жанра, который и стремиться раскрыть Б. Виппер. Но он ставит и более значительную задачу — натюрморт рассматривается как ключ к живописи вообще, ведь в этом жанре в наиболее чистом виде проявляется соотношение формы и содержания видны особенности различных эпох, стилей и направлений. Однако вместе с тем натюрморт является специфическим жанром — это живопись, изображающая предмет, или то, что стало предметом, даже вопреки своему органическому строению, т.е. нечто оторванное от естественной среды и стихии, то, чему рукой человека придана новая целесообразность. В этом смысле современная Випперу живопись (Сезанн, кубисты) вообще натюрмортна, Сезанн изображает гору Сен-Виктуар или Амбруаза Воллара так, как если бы он изображал яблоки. Но также предметно он выстраивает все пространство картины: «Кубисты, которые непосредственно продолжают Сезанна … не изображают предметы, но изображают предметами». И напротив, живопись импрессионистов, темой которой нередко становится натюрморт, в подлинном смысле слова ненатюрмортна, поскольку изображает не предмет, а его чувственное явление, в бликах света, в переливах и рефлексах цветов, в искажении формы в воздушной среде.

Виппер констатирует рост субъективизма в ходе истории — в средневековом искусстве вещь выдает незримое присутствие хозяина, в эпоху барокко завязывает интимные сношения между вещью и воспринимающим субъектом, в начале ХХ века — передает всю активность в руки художника, тем самым свидетельствуя о наступлении технократической эпохи в которой мир рассматривается как полигон для человеческой деятельности.

Глубокая и оригинальная теория сочетается в книге с богатым фактическим материалом, подробным историческим анализом начиная с предпосылок возникновения натюрморта в палеолитической наскальной живописи, в которой наряду с ярким натуралистическим изображением человека и животных зарождается особое чувство предмета и его частей, изолированных и схематизированных, и до эпох, в которых натюрморт определился как отдельный жанр (в XVII веке, в эпоху барокко) и получил высшее развитие (в XIX - нач. XX вв., в творчестве Сезанна, кубистов, футуристов). Анализу «предыстории» посвящена большая часть книги, ведь никакое социальное изобретение не появляется внезапно, ему предшествует долгая предыстория, исследование которой способно высветить нам суть этого явления.

Манеру письма Б. Виппера вполне можно назвать живописной, она зримо и чувственно передает характер описываемых работ, что отчасти можно объяснить необходимостью, ведь во время написания книги возможности иллюстрирования были крайне ограничены, но в большей степени способностью Виппера глубоко вживаться в изучаемый предмет. Но в результате получился труд, который помимо всего прочего может доставить наслаждение от самого процесса чтения.

Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 384 с.: ил. – ISBN 5-352-01258-9 – 5000 экз.

Впервые опубликовано в: "Независимая газета EX libris", 01.09.2005.

Автор рецензии: Константин Бандуровский